Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Минфин России и ФНС России прорабатывают концепцию изменения порядка исчисления и уплаты транспортного и земельного налогов организаций

Обложка новости

В настоящее время Минфином России совместно с ФНС России прорабатывается вопрос о целесообразности внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) изменений, направленных на совершенствование порядка исчисления и уплаты организациями транспортного и земельного налогов.

Согласно положениям глав 28 и 31 Налогового кодекса организации самостоятельно исчисляют транспортный и земельный налоги, а также ежеквартальные авансовые платежи по таким налогам (далее – налоги, авансовые платежи).

Действующий порядок уплаты налогов, авансовых платежей предусматривает представление налогоплательщиками в налоговые органы уведомлений об исчисленной сумме налогов (авансовых платежей) не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок их уплаты. При этом текущие платежи распределяются в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты после наступления сроков уплаты налогов, авансовых платежей.

По общему правилу, не позднее 6-ти месяцев после наступления срока уплаты налогов за истекший налоговый период – календарный год налогоплательщикам направляются сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налогов (авансовых платежей). На основании сообщений суммы налогов (авансовых платежей) учитываются в совокупной обязанности на едином налоговом счете (далее – ЕНС), в т.ч. для выявления недоимки.

В целях повышения уровня собираемости налогов (авансовых платежей) и минимизации налоговой отчетности для организаций предлагается следующий механизм:

  1. Возложить на налоговые органы обязанность по исчислению налогов (авансовых платежей). Соответственно, отменить обязанность налогоплательщиков по исчислению налогов (авансовых платежей) и по представлению уведомлений об исчисленной сумме налогов (авансовых платежей);
  2. Для исполнения обязанности по уплате налогов (авансовых платежей) предусмотреть направление налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений (преимущественно по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, через личный кабинет налогоплательщика или единый портал государственных и муниципальных услуг, а в случае невозможности передачи указанными способами – по почте заказным письмом) не позднее чем за 10 дней до наступления срока уплаты за каждый отчетный и налоговый периоды. В состав налогового уведомления включить сведения, указанные в пункте 3 статьи 52 Налогового кодекса, в т.ч. реквизиты для перечисления налогов (авансовых платежей) на ЕНС;
  3. Признавать сумму положительного сальдо ЕНС (при наличии), зачтенной в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налогов (авансовых платежей) до наступления срока их уплаты по правилам, аналогичным установленным пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса;
  4. В целях своевременного формирования налоговых уведомлений срок представления в налоговые органы «годовых» сведений от органов, регистрирующих объекты недвижимости и транспортные средства, изменить с 15-го числа на 1-ое число февраля, а в отношении сведений органов, указанных в пункте 7 статьи 362, пунктах 18, 20, 21 статьи 396 Налогового кодекса, – с ежегодного на ежеквартальный до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
  5. В целях заблаговременного направления налоговых уведомлений установить следующие сроки уплаты: для налогов – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; для авансовых платежей – не позднее 28-го числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
  6. Аналогично положениям пункта 2.1 статьи 23 Налогового кодекса предусмотреть для организаций обязанность сообщать в налоговые органы о наличии налогооблагаемых транспортных средств и (или) земельных участков в случае неполучения налогового уведомления в отношении указанных объектов, за исключением неполучения налогового уведомления в связи с предоставлением налоговой льготы;
  7. Установить порядок перерасчета налогов (авансовых платежей) с информированием об этом налогоплательщиков и направлением уточненных налоговых уведомлений, в случае возникновения оснований для перерасчетов, в т.ч. заявление налоговых льгот после направления налоговых уведомлений, получение уточненных сведений о характеристиках объектов налогообложения и т.п.

По мнению Минфина России и ФНС России, реализация предлагаемого механизма будет способствовать повышению уровня собираемости налогов (авансовых платежей по налогам), в т.ч. за счет формирования совокупной обязанности на ЕНС на основе направленных организациям налоговых уведомлений, сокращению административных издержек организаций, в т.ч. в связи с отменой обязанностей по исчислению налогов (авансовых платежей по налогам) и представлению в налоговые органы уведомлений об исчисленных суммах налогов.

Поделитесь